8(86342) 50-120
8(86342) 50-041


Russia
English
Погода

Курс валют:   USD ЦБ  -  59,8185  EUR ЦБ  -  69,7005

Акции
Обратная связь

Если у вас возникли вопросы и предложения, воспользуйтесь формой обратной связи. Мы будем рады ответить на ваши вопросы!

Написать сообщение

E-mail:

Текст:

* Отправляя сообщение с этой страницы Вы выражаете свое согласие с Политикой конфиденциальности
ГлавнаяПолезно знатьЭксплуатация АКБ в зимний период


Эксплуатация АКБ в зимний период

Наверное, никому не надо объяснять, насколько исправная и стабильно работающая аккумуляторная батарея важна для успешной зимней эксплуатации автомобиля. Это и уверенный пуск двигателя в мороз, и нормальная работа сигнализации на стоянке, и возможность использования отопителя, и прочие составляющие комфортной и безопасной езды. Поговорим обо всем этом. А тем, кто автомобилем зимой не пользуется, мы подскажем, как лучше хранить батарею, чтобы она не потеряла своих эксплуатационных свойств.

 

Зимняя эксплуатация автомобиля сопровождается следующими неприятными для аккумуляторной батареи факторами:

 

  •  понижается температура электролита, то есть возрастает его вязкость, снижается скорость диффузии в поры активного материала пластин, уменьшается электропроводность, что ведет к снижению эффективности процесса зарядки батареи от генератора при тех же величинах зарядного напряжения;

  •  запуск холодного двигателя требует от АКБ большей мощности и энергии из-за увеличения значения разрядного тока и более продолжительной работы стартера, что приводит к более глубокому разряду батареи;

  • увеличивается число потребителей электроэнергии, предназначенных как для обеспечения комфорта в салоне, так и для безопасного движения, и если на высоких оборотах двигателя их питание происходит от генератора, то на холостых со всеми потребителями он уже не справляется и энергия берется от АКБ, что также снижает степень ее заряженности;

  • короткие зимние поездки по городу с частыми остановками, холодными пусками и последующим прогревом двигателя также становятся причиной постоянного недозаряда АКБ;

  • постоянные изменения температуры и высокая влажность воздуха в подкапотном пространстве приводят к ухудшению работы элементов электрооборудования, возникновению утечек тока по влажным проводам, которые разряжают АКБ, даже если зажигание выключено.

 

Кроме того, длительное воздействие предельных температур, постоянный недозаряд и холодные пуски двигателя способствуют снижению не только работоспособности стартерной батареи, но и ее ресурса.

 

Влияние всех перечисленных факторов на степень заряженности АКБ объективно усиливается, если генератор автомобиля по причине износа деталей или неисправности других элементов электрооборудования не обеспечивает номинальных показателей напряжения и тока нагрузки.

 

Если владелец автомобиля годами не проверяет генератор, не следит за исправностью электроприборов, за уровнем и плотностью электролита, не проверяет напряжение разомкнутой цепи (одна клемма снята) на аккумуляторе и периодически не подзаряжает его стационарно, то в зимнее время он оказывается заложником наполовину (а то и больше) разряженной АКБ, неспособной запустить холодный двигатель.

 

Исходя из всего вышесказанного, чтобы устранить влияние негативных факторов зимней эксплуатации АКБ, полезно проводить следующие мероприятия:

 

  • попытки пуска холодного двигателя производить в течение не более 5—10 секунд и с интервалом 30—60 секунд, а после трех неудачных попыток искать неисправность, чтобы окончательно не разрядить батарею;

  • контролировать натяжение ремня привода генератора согласно инструкции по эксплуатации автомобиля, чтобы обеспечить полную отдачу энергии для питания включенных потребителей и зарядки АКБ;

  • не допускать длительную работу потребителей на автомобиле при неработающем двигателе и минимизировать их количество при работающем;

  • периодически контролировать отсутствие утечки тока от АКБ на различные элементы электрооборудования при постановке на стоянку и отключать АКБ, если нет необходимости в работе, например, сигнализации или подогревателя;

  • дополнительно подсоединить «массовый» провод напрямую от АКБ к двигателю (если это не предусмотрено конструкцией автомобиля) с целью уменьшения потерь напряжения на стартере при пуске двигателя, поскольку переход от клеммы на кузов, а с кузова на двигатель приводит к потере мощности, потребляемой от АКБ;

  • обеспечить подогрев АКБ во время движения, подведя к ней тепло от радиатора или выпускного коллектора;

  • защитить АКБ от воздействия предельных температур, влаги и грязи с помощью теплоизоляционных материалов при условии соблюдения противопожарных требований и обеспечении ее нормальной вентиляции.

 

Кстати, в продаже имеются специальные «термосейфы» для АКБ, которые как раз и призваны защитить аккумуляторную батарею от переохлаждения зимой, от перегрева летом, от излишнего загрязнения поверхности и газоотводных отверстий, оптимизируя тем самым температурные условия ее эксплуатации, снижая испарение воды из электролита, вероятность разрушения АКБ от избытка давления и продлевая в конечном итоге срок ее службы.

 

Наконец, периодически (а не только в начале зимы) нужно контролировать плотность электролита (при наличии пробок на крышке АКБ) и замерять напряжение на полюсных клеммах батареи не ранее чем через 8—10 часов после остановки двигателя.

 

Что касается замера плотности, то тут нужно учитывать температуру окружающего воздуха и вводить соответствующую поправку к показаниям денсиметра, приводя их к занчению плотности электролита при +25°С. Примерные значения поправки даны в таблице.

 

Из графика на рис. 1 вы можете примерно определить степень разряженности АКБ в зависимости от плотности электролита, а также зависимость от нее НРЦ батареи и температуры замерзания электролита. Да-да, электролит в банках может замерзнуть, если плотность его будет слишком низкой! И батарею может если не разорвать льдом, то покоробить пластины или разрушить изоляцию между ними, вызвав короткое замыкание! По этой же причине доливать дистиллированную воду в АКБ зимой для обеспечения нормального уровня нужно только непосредственно перед зарядкой или длительной поездкой, чтобы она успела перемешаться с электролитом.

 

 

    Рис. 1

 

Тем же, кто не собирается эксплуатировать автомобиль зимой, следует полностью зарядить АКБ перед длительным хранением и довести плотность электролита до номинальных значений, опять-таки чтобы батарея не замерзла.

 

Кстати, существует заблуждение, что нельзя в процессе эксплуатации добавлять в АКБ электролит, а только дистиллированную воду. Дескать, серная кислота отсюда никуда не девается и ее должно хватить на весь период эксплуатации. Но опыт показывает, что девается. Ведь электрохимические процессы в АКБ идут непрерывно, кислота вступает в реакцию с различными материалами и газами, образуя с ними новые химические соединения.

 

К тому же плотность электролита даже после заливки и полной зарядки самим производителем может не соответствовать условиям, принятым по ГОСТу для данного региона. И как еще устранить разницу в плотности в разных банках, если порой она достигает 0,02 г/куб. см и более?

 

Еще одно заблуждение касается условий хранения АКБ. Говорят, чтобы электролит не замерз, лучше принести ее из неотапливаемого гаража или стоянки домой, в тепло. Однако не следует забывать и про то, что чем выше температура окружающего воздуха, тем выше саморазряд батареи.

 

 

          Рис. 2

 

            Рис. 3

 

Так что при нормальной плотности на длительное хранение батарею лучше, наоборот, поместить в холодное место, но все же не забывать следить за ее напряжением и плотностью электролита. Ведь чем дольше время хранения, тем выше будет саморазряд батареи, зависимость которого примерно показана в виде графиков на рисунках 2 (для напряжения) и 3 (для плотности электролита).

 

Минимальный саморазряд характерен для батарей с пластинами из свинцово-кальциевых сплавов при температуре не выше нуля градусов, но по мере старения у АКБ любой конструкции саморазряд увеличивается. За время бездействия АКБ не должна разряжаться более чем на 30% от номинальных значений, поэтому периодически ее нужно подзаряжать.

 

Если вы храните батарею непосредственно на транспортном средстве, то следует отключить ее от бортовой сети, а если это невозможно (например, необходимо оставить машину под охраной сигнализации), то замеры плотности и напряжения следует делать чаще и своевременно подзаряжать ее.

 

Полюсные клеммы батареи на время хранения необходимо смазать нейтральной консистентной смазкой для защиты их от окисления.

 

Батареи в пластмассовых моноблоках следует хранить в закрытых помещениях с минимальной освещенностью, так как яркий свет ускоряет процесс старения полимерного материала.

 

Кроме того, следует внимательно изучить рекомендации самого производителя АКБ как по эксплуатации, так и по условиям хранения и придерживаться их по мере возможности.